Дорогие друзья!
Предлагаю вашему вниманию небольшую статью о центральной теме данного форумного раздела - дарк эмбиенте. Сие не является плодом одного лишь моего творчества. Вся моя работа, по сути, состояла лишь в отборке материала, взятого с различных форумов и сайтов, обработке, редактировании и сведении его в общую удобочитаемую статью. Хотя кое-где я всё же позволил добавить кое-что от себя, руководствуясь своим опытом и наблюдениями при прослушивании подобной музыки. Надеюсь, она поможет вам разобраться в путанице подстилей и субжанров, а также откроет для вас новые музыкальные просторы, на которые стоит обратить своё внимание и слух :)
Dark Ambient
Начнем с того, что сразу оговоримся, употребляя термин dark ambient, не всегда имеется в виду некий конкретный музыкальный жанр. Зачастую, упоминая о dark ambient, подразумевается некое мрачное минорное атмосферное звучание того или иного коллектива, когда саму музыку затруднительно четко и однозначно определить под какой-либо из менее размытых музыкальных ярлычков. Такое положение дел создает полнейшую неразбериху и путаницу у многих потребителей подобного рода музыкального материала. К примеру, можно встретить мнение, что шведский проект ARCANA или норвежский one-man-band BURZUM (поздние альбомы) работают в направлении dark ambient что, на мой взгляд, является совершенной ошибкой.
Таким образом, целью данной статьи является внесение некоторой доли ясности в дремучий вопрос определения понятия dark ambient через: указание критериев, по которым можно было бы с весьма большой долей уверенности определить, можно ли слушаемый звуковой фрагмент или произведение целиком отнести к области dark ambient, обзор музыкальных и идеологических корней dark ambient, установление предположительных родоначальников направления и выделение наиболее характерных работ в этом направлении.
Так что же стоит за таким понятием как dark ambient?
Первое что стоит упомянуть dark ambient это суб-жанровое явление в более общем направлении, именуемом просто ambient. Отличительной чертой dark ambient, по сравнению с другими эмбиентными под-жанрами, является особый спектр исследуемых состояний, переживаний, эмоций. Описывать всю шкалу транслируемых посредством dark ambient образов бессмысленно и посему я ограничусь перечислением только некоторых эпитетов, которые можно встретить при чтении рецензий на dark ambient альбомы: dark (темный), gloomy (сумрачный), horrific/horror (ужасающий/ужас), cathedral (соборный), gothic (готический), isolation (уединение), grim (зловещий), ritual (ритуальный), joyless (безрадостный), winterly (зимний, безрадостный) и прочее в том же духе.
С эмоциональной и образной стороной dark ambient мы в некотором роде определились, теперь определимся непосредственно с образующим понятием ambient. Андрей Горохов, в своем Was ist Techno? ver.2.2, весьма расплывчато определяет ambient как обволакивающую или атмосферную музыку с размытым и как бы вышедшим из фокуса саундом, также он говорит, что в ambient могут присутствовать мелодия и ритм, а могут и отсутствовать и если музыка не прыгает с кочки на кочку, а медленно течет или неспешно колышется на одном месте, то с большой долей вероятности можно говорить об ambient . Такое определение несколько отлично от определения ambient а у Дмитрия Толмацкого, который пишет что: основными отличительными признаками "эмбиэнта" являются отсутствие четкой мелодии и ритма (особенно барабанного - вместо ритма может присутствовать некая внутренняя пульсация) и атмосферное, прозрачное и обволакивающее звучание.
На мой взгляд такие определения являются не полными и не могут отразить все тенденции развития этого около-музыкального направления, не дают четкого представления о всех возможных вариантах проявления dark ambient music.
Классический dark ambient
Dark ambient (англ. окружающий, обтекающий) появился примерно в начале 80-х, с первыми работами Брайана Уильямса (LUSTMORD), хотя формально появление самого термина «ambient» следует связывать с именем Брайана Иноу (Brian Eno), услышавшего, по его собственным словам, эту музыку в шуме проезжающих автомобилей, когда он лежал в реанимационном отделении больницы. Но, тем не менее, лишь альбом LUSTMORD «Paradise Disowned» (1984) впервые в полной мере показал, на что способны казалось бы бесформенные, хаотичные и совершенно немузыкальные звуки под рукой мастера: вселять страх, вводить в гипнотическое оцепенение, рисовать потрясающие звуковые ландшафты. Этот очень часто применяемый термин, «звуковой ландшафт» («soundscape»), происходит от создаваемого музыкой ощущения переноса в иное пространство. Сам Уилямс говорил, что предназначение dark ambient как раз в том, чтобы переносить слушателя в место, куда он сам никогда и ни за что бы не попал. Неудивительно, что эта музыка широко используется в саундтреках для фильмов — глядя ленты Дэвида Линча, Джона Карпентера и многих других, менее известных режиссёров, малосведущий зритель может даже не осознавать, что слышит именно музыку, хотя зачастую она производит на подсознательном уровне более сильный эффект, чем видеоряд. Так или иначе, в плане влияния на психику это один из самых сильных стилей в музыке.
Проведя некоторое исследование, покопавшись в различных каталогах и расспросив некоторых знатоков данного направления мною было обнаружено, что наиболее ранним альбомом в сфере dark ambient большинством признается LUSTMORD’овский Heresy, датированный 1989-м годом. Более ранних представителей от dark ambient мною обнаружено не было. Другое дело обстоит, если взглянуть на это явление с более широких позиций, тогда к возрасту жанра Dark Ambient можно будет смело прибавить еще лет 5, например, обратившись к ранним ritual industrial экспериментам CURRENT 93, а именно к альбому 1984-го года Nature Unveiled , но такая точка зрения весьма спорна и имеет своих строгих противников.
Идейные корни по формированию акустического пространства в dark ambient безусловно лежат в области классического ambient а конца 70-х - начала 80-х (Брайн Ино), но вот способы звукообразования и сам дух dark ambient отталкиваются от базы индустриальных и ритуальных экспериментов THROBBING GRISTLE, SPK, LUSTMORD, CURRENT 93, KORPSES KATATONIK / ZERO KAMA, электро-акустических экспериментов Асмуса Титченса (ASMUS TIETCHENS) и иных пионеров мрачных звуковых просторов. В начале 90-х проектов, играющих подобную музыку стало довольно много, что вполне позволило говорить действительно о существовании такого музыкального направления как dark ambient.
С самого начала развития dark ambient родилась тенденция к обогащению арсенала транслируемых эмоциональных состояний посредством смешения аскетичных абстрактных пейзажей industrial dark ambient с идеями ritual music, gothic и horror эстетикой, грязным саундом power electronics и death industrial (ранние записи, датированные 1988-м годом у MASCHINENZIMMER 412, первые эксперименты Роджера Карманика в LILLE ROGER).
Бастионами- alma mater для ранних dark ambient ных коллективов стали в начале 90-х годов такие лэйблы как Side Effects, Staalplaat, Cold Meat Ind., Dark Vinyl, Old Europa Cafe.
Прослушивание dark ambient иначе, чем в тишине, темноте, одиночестве и при полном внимании к музыке не приводит к должному эффекту. Этим стиль неудобен для обычного фонового прослушивания, отчего кажется великим занудством любому человеку, не пожелавшему уделить ему должное внимание. Это также самая требовательная к аппаратуре музыка. Частотные диапазоны её могут выходить за рамки возможности техники ниже класса hi-end (хотя существует понятие lo-fi ambient, где звуку намеренно присуще низкое качество). Упор на стереобазу, работа с низкими частотами, множественные кроссфэйды, масса звуковых слоёв и эффектов. Некоторые считают, что эмбиент плохо слушабелен в наушниках из-за его упора на создание звука в пространстве — то, чего нет на диске, и что появляется в процессе активного воспроизведения (резонансные звуки и прочее). Другие, наоборот, предпочитают слушать dark ambient именно в наушниках, позволяющих полностью сконцентрироваться на восприятии, свести к минимуму искажения и отсечь паразитные посторонние звуки, не предусмотренные автором композиции: для музыки, построенной на нюансах звука, малозаметных, иногда на грани интуитивного восприятия деталях, любое искажение или замусоривание может оказаться губительным (по этой же причине почти бессмысленно использование формата MP3, сжимающего файл за счёт удаления подчас самых важных деталей).
В нашем понимании, ambient (и dark ambient в частности) - это особое
психо-акустическое пространство, характеризующееся:
1) атмосферностью;
Под атмосферностью будем понимать способность звукового материала стимулировать во внутреннем психическом пространстве человека некую целостную образно-эмоциональную картину. Это сфера субъективных фантазий (личных ассоциаций), представленных авторских концептов и идей (например посвящение альбома лавкравтовскому культу Ктулху), образной звуковой оформленности (например, сэмплы церковных хоралов, звуки шагов, порыкивания демонов и прочие звуковые картинки)
2) фоновостью;
Под фоновостью будем понимать свойство звукового материала не акцентировать на себе внимание слушателя на превалирующем участке в продолжительности звучания. Ambient не акцентирует внимание на музыкальном событии, а только лишь создает фон, который в свою очередь может способствовать возникновению состояния абстрактной отрешенности от звукового действа или наоборот, создавать ощущение участия в каком-то событии, ощущение сопричастности в переживании транслируемых образов (например, в звучании проектов с оформленной ритуальной эстетикой).
3) отсутствием определяющей роли ритма и мелодии в организации такого пространства;
Этот критерий можно назвать определяющим для ambient. Если в акустическом эмбиентном поле и появляется ритм или мелодия, то эти элементы несут лишь вспомогательную нагрузку, а основную образующую роль неизменно выполняет игра со звуковыми тоновыми модуляциями. Мелодии и ритмы могут присутствовать внутри ambient ных композиций как фрагментарно, так и пронизывать весь материал от начала и до конца, являя добавочную линию в создании общей психо-акустической структуры. Формирование подобного добавления может осуществляться как при помощи вставок различных семплированных музыкальных фрагментов, так и посредством параллельного не акцентированного музыкального сопровождения. Таким образом, эмбиентные альбомы часто становятся более похожими на лоскутные полотна, будучи коллажироваными по своей структуре из различных музыкальных и просто звуковых частей.
Таким образом, мы вывели ряд критериев, охватывающих в общем случае все пласты человеческого восприятия (1 - субъективный, 2 - субъективно-психологический и 3 - объективный, опирающийся на классическое представление о музыке как об организации звука посредством звуко-тональных, ритмических и мелодических отношений), которые с весьма большой вероятностью могут определить степень отношения звукового материала (музыкального фрагмента или произведения целиком) к области dark ambient а. Но все это скорее относится не к конкретному музыкальному стилю, а к некому весьма широкому понятию, обширному классу звуковых явлений от musique concrete или obscure electronics до ritual (industrial) music и noise областей. В дальнейшем, когда в контексте будет упоминаться Dark Ambient это будет значить что речь идет о данном явлении в более общих чертах. А когда будет писаться dark ambient (или например, с приставками gothic или horror), то это будет значить, что говориться о конкретном музыкальном стиле, характеризующимся темным минорным мягким, без резких экстремумов, текучим (или, наоборот, статичным) саундом, основная роль в котором отведена электронному шуму/гулу.
Исходя из выше сказанного, можно выделить ряд уникальных особенностей, характеризующих dark ambient как музыкальный стиль:
• Минималистичный и монотонный звук, лишённый ярковыраженных деталей, конкретики, часто неотличимый от обычного городского, промышленного или природного шума.
• Очень редко используются традиционные музыкальные инструменты, и ещё реже — традиционным способом. Источником звука может служить любой звучащий объект окружающей среды; предпочтение, в зависимости от подстиля, отдаётся либо природным, либо артифициальным источникам (промышленные звуки). Электронная (компьютерная) обработка применяется ограниченно: компьютер часто используется в качестве устройства для обработки естественного звука, но почти никогда — для его генерации.
• Лад, тональность, такт, мелодия (в традиционном понимании) не являются основой этой музыки, хотя иногда используются в качестве «вспомогательного средства». Ритм в явном виде тоже часто отсутствует, а нередко и отсутствует совсем. Закономерности построения dark ambient — плод авторского воображения, а не классических музыкальных канонов. Гармония часто достигается совершенно удивительными способами, на уровне психоакустики и сублиминальных процессов.
• Наличие идеологической, философской, мистической концепции — dark ambient часто обладает удивительной способностью передавать тот или иной образ или идею впечатлительному слушателю в неизменном виде.
• Полное (или почти полное) отсутствие чёткого ритма, либо он является ритуальным (псевдо-ритуальным). Ритм может пристутсвовать, но часто он довольно-таки незаметен: медленный, пульсирующий, не концентрирующий на себе внимания.
• Использование звуков индустрии (звуки разных механизмов очень часто являются единственными элементами ритма) либо природы (как правило мрачные - волчий вой, дождь, шторм, гром, завывание ветра и т.п.) либо подражание им.
• Крайне редкое присутствие мелодии, либо мелодичность скрыта так, что с поверхностного прослушивания незаметна.
• Часто очень большая продолжительность, достигающая иногда до часа (возможно больше).
• Отсутствие вокала. Иногда можно встретить вставки хоралов, обрывки фраз, разговоров, реже, мрачные повествования. Всё-таки dark ambient это не та музыка, которая нуждается в вокале, текстах песен и т.п. Довольно часто голос используется лишь как музыкальный инструмент.
Очень важный момент: эта музыка ни в коем случае не предназначена для группового прослушивания, т.к. требует от слушателя полной самоотдачи и готовности погрузиться в другие, порой крайне жуткие и враждебные миры. Этот стиль один из немногих, способен погрузить слушателя в так называемые "изменённые состояния сознания", т.к. я считаю, dark ambient это скорее музыка, в основной массе своей, предназначена для подсознания а не сознания, а его отличие от того же goa и psy трэнса и psychodelic ambient'a состоит в том, что редко эти состояния несут с собой свет, любовь, радость и прочие светлые эмоции. В лучшем случае это будет каменное спокойствие или полная отстранённость, ступор, в худшем - зависит от вашей впечатлительности. Но, всё же, в большинстве своём эта музыка ненавязчива: она не долбится в ваш мозг насильно, она медленно, но верно, проникает в сознание, рисует в сознании порой удивительные образы, часто неяркие и абстрактные... Ещё раз повторю, что слушать эту музыку необходимо в одиночестве, и, будучи готовым (считаю всё таки, что для того, чтобы правильно воспринимать dark ambient необходима определённая духовная и интеллектуальная подготовка), иначе ничего кроме раздражения она может и не вызвать.
Основные разновидности и ответвления стиля
Границы, отделяющие направления dark ambient друг от друга и сам dark ambient от других видов post-industrial, предельно условны и часто вовсе неразличимы — такая ситуация характерна для любого достаточно развитого жанра искусства. Так, если death industrial ещё можно при желании отнести к dark ambient, то такие близкие к нему стили как power electronics или harsh noise уже совершенно не относятся к этому направлению. Точно так же, dark folk или dark/blackwave, часто звучащие очень близко к dark ambient, по сути, всё-таки имеют с ним немного общего. Кроме того, большая часть групп комбинирует в своём творчестве элементы различных направлений. Поэтому к выбору стилей для этого раздела, к их определениям и примерам предлагаем отнестись снисходительно: любая попытка строгой систематизации настолько многогранной области заранее обречена на провал.
Gothic dark ambient
Процветает преимущественно в Швеции, на базе лейбла Cold Meat Industry. Характерны вполне ощутимая мелодичность, частое использование сэмплов хоралов, сопрано и традиционных инструментов. Музыка скорее отрешенна и меланхолична, чем трагична. Индустриальная основа звука мешается со всевозможными семплами хоралов, колокольных звонов, подслащивается мелодическими зарисовками на электронных и акустических инструментах, являя на свет сказочные виды готических соборов, цветных витражей, заброшенных монастырей, величественных замков и прочих уместных образов. Критерий «готичности» достаточно эфемерен, но, тем не менее, различить готическую меланхолию, проступающую сквозь довольно мягкие мелодии от глубокой отстранённости чистого dark ambient довольно легко. Звук почти всегда «причёсаный» и гладкий, сведению и выравниванию его по частотам посвящается много времени и сил, так же характерна лаконичность и компактность всех составляющих саунда произведения. Идеологические или философские мотивы обычно отсутствуют.
Horror dark ambient
В принципе, этот под-жанр во многом пересекается с gortic dark ambient, только с несколько иным акцентом в эстетическом оформлении образов. Здесь больший упор делается на привнесение в музыку атмосферу страха, ночных кошмаров, в череде образов более уместными становятся темные заброшенные подземелья, населенные призраками и прочей нечистью.
Drone ambient
Основоположниками наиболее минималистичной разновидности стиля, drone ambient, являются участники группы MAEROR TRI; ими же создан лейбл Drone records. Монотонные низкочастотные гудения, часто своей структурой затрагивающие сублиминальные процессы. Разноритмовые вибрации, создающие сложную интерференционную картину, в сумме строят почти непрерывное звуковое полотно (к этому стилю наиболее часто применим термин «стена звука»). Источником гула может послужить как гитара (MAEROR TRI/TROUM), так и звуки ветра, другие звуки природного происхождения, реже синтез.
Medieval dark ambient
Почти полностью инструментальная (синтезаторная) атмосферная музыка, использующая средневековые инструменты (обычно синтезированные) и старинную мелодику. В основном это коллажированная музыка, не имеющая какого-то общего постоянного звукового фона и представляющая на суд слушателям некую череду шумов и гула вперемежку с музыкальными фрагментами медиевальных фольклорных мотивов. Относится к dark ambient иногда весьма косвенно.
Death industrial
Самый жуткий подстиль, всегда и во всём лишенный всего человеческого. Безжизненная, пустотная музыка, вызывающая клаустрофобию и страх за свою жизнь. Высокое разнообразие сэмплов (включая дисторшированные голосовые), преимущественно компьютерная обработка. Часто имеется глубоко скрытый ритм, низкие медленные пульсации. Характерен мощный, плотный звук с обилием «перегрузок» и откровенно малоприятных шумов. Почти всегда музыка совмещается с экстремальной идеологией. Поэтому, а также из-за сходства в подходах к формированию звука (причёсанность отсутствует напрочь, размазанность и жестокость позволяют данному стилю очень резко воздействовать на слушателя) death industrial, как упоминалось выше, очень близок к power electronics: иногда условная грань, разделяющая эти стили, совершенно отсутствует.
Ritual dark ambient
Ритуальная перкуссия, атмосфера, идеология. Привести критерий ритуальности ещё сложнее, чем готичности. Однако музыка ритуального характера распознаётся безошибочно — в ней раскрывается происхождение музыки как явления от звукового сопровождения первобытных ритуалов. В той или иной степени непременно присутствует чёткая перкуссия, чуть непопадающая в ритм, либо же формирующая сложный структурированный узор (что характерно для использующих несколько перкуссий коллективов). Звук нередко приглушён и размыт, впечатление чего-то продирающегося сквозь ночь времени. Вокал может присутсвовать в виде длинных монологов, заклинаний, сопровождающих ритуал, либо беседы. Реже — пение, но специфичное, записи аутентичных этнических песнопений, например (сравнения с world music отметаются сразу же — неотъемлемым атрибутом ritual dark ambient, как и следует из названия, является мрачная, зловещая, таинственная атмосфера). В звуковом фоне могут появляться ритмические структуры, ритуальные позвякивания в колокольчик или биение в бубен. Практикуются, кроме студийных имитаций, живые записи разнообразных ритуалов, в том числе и шаманских. Землёй обетованной для ритуальщиков служат Тибет и окрестности, а излюбленными темами являются архаизм, язычество и мистика.
Black ambient
Нарочито зловещая музыка сатанистской направленности, создаваемая, как правило, участниками black-metal-групп. Это порождение металлической культуры, ее самых черных и злых слоев. Характерен грязный саунд, использование размазанных электро- и бас-гитар, очень медленных драммашин, рычащего или хрипящего вокала, зачастую нарочитая отстраненность от мелодизма в пользу синтезаторных какофоний.
Помимо этих, самых распространённых терминов, существует и постоянно появляется великое множество подстилей, вовсе не имеющих адвекватного определения, ответственность за сочинение которого ложится в этих случаях на музыкальных критиков, слушателей или самих музыкантов. Так, музыку NECROPHORUS и MICHAEL MANTRA некоторые называют natural dark ambient, это мрачный вариант musique concrete, так или иначе основанный на природных или близких к ним звуках, часто похожий на ethereal, с зацикленными структурами и обилием эффектов; Уникальное творчество BAD SECTOR можно назвать futuristic или sci-fi dark ambient — музыкант использует сэмплы космического происхождения, а также звуки, образованные различными физическими эффектами (для этого используются собственноручно сделанные приборы и всевозможное научное оборудование.
Отредактировано Xord (2007-08-27 00:12:40)